Ирина Окладникова: ситуация с исполнением федерального бюджета вполне штатная и ожидаемая

412
4 минуты
Ирина Окладникова: ситуация с исполнением федерального бюджета вполне штатная и ожидаемая

Журнал «Бюджет» опубликовал интервью с заместителем Министра финансов РФ

О том, повлияет ли рекордный дефицит, полученный по результатам января, на сбалансированность бюджета в целом, замминистра финансов Ирина Окладникова рассказала в ходе интервью журналу «Бюджет».

– Ирина Андреевна, в январе дефицит федерального бюджета составил рекордные для этого месяца 1,76 триллиона рублей. При этом законом о бюджете на весь 2023 год запланирован дефицит 2,93 триллиона рублей. Цифры встревожили экономистов, экспертов. Как вы оцениваете ситуацию?

– Январский объем доходов и расходов мы сравниваем с динамикой прошлых лет. Понятно, что по сравнению с 2022, 2020, 2019 годами ситуация необычная, но говорить о том, что так пройдет весь год, нельзя. Январский дефицит вызван увеличением расходов до 3,12 триллиона рублей и снижением доходов на 35,1 процента. Такой рост расходов связан с авансовым финансированием расходов.

Обычно как развивалась ситуация? Федеральные органы некоторое время раскачивались, не спеша принимали обязательства и только в начале года объявляли конкурсы. В прошлом году мы все эти процедуры начали заранее – уже при подготовке ко второму чтению закона о бюджете мы дали «зеленый свет» ФОИВ (федеральным органам исполнительной власти, – прим. ред.) на подготовку конкурсной документации, чтобы они были готовы в декабре объявить все конкурсы. Это очень подтолкнуло расходную часть.

Что касается доходной части. Ее снижение мы не считаем чем-то необычным, глобальным и что так пройдет весь год. На доходы повлияло два фактора. Первый – снижение цен на газ и нефть. Нефтегазовые доходы составляют достаточно весомую часть наших доходов, поэтому потребовалось время на адаптацию. В феврале динамика поступлений доходов заметно выровнялась. Второй фактор – ускоренное возмещение НДС нашим экспортерам. Напомню, что этот порядок действует с апреля 2022 года. Если раньше организации – плательщики НДС вычеты получали в конце квартала, после камеральной проверки, то в текущем году такие расходы пришлись уже на январь.

Ситуация с исполнением бюджета у нас на ежедневном контроле. Оперативная информация от главных администраторов бюджетных средств и от Федерального казначейства поступает в оперативном порядке два раза в день. Мы считаем, что ситуация вполне штатная, ожидаемая.

2023-03-19_Окладникова_ситуац_с_исп_федбюджета_вполне_штатная_и_ожидаемая_02.jpg

– Минфин России всегда ратовал за то, чтобы бюджетные расходы производились не под занавес финансового года, а равномерно, начиная с первого месяца. Можно говорить о том, что вы решили поставленную задачу?

– Можно сказать, что задача частично решена. Пока еще не все федеральные органы в полной мере подключились к этой задаче. Необходимая нормативная база сегодня полностью сформирована, теперь нам предстоит перестроить мышление основных государственных заказчиков. Силовой блок, оборонный блок с учетом ситуации быстрее всех перестроились. Минпромторг России также увеличил темпы по исполнению бюджета по расходам. Обычно ведомство в первом-втором кварталах проводило 15–20 процентов своих расходов, сейчас этот показатель достиг 45 процентов.

Мы должны в последующих периодах (такая задача у нас стоит) прийти к равномерному исполнению бюджета всеми ФОИВ. То есть органы власти должны заключать контракты до начала финансового года, а уже в январе начинать авансировать и постепенно поквартально принимать работы, оплачивать их.

– Некоторые эксперты, принимая во внимание ситуацию с нефтегазовыми доходами, итоги января, считают, что дефицит бюджета по итогам года может достигнуть 5 триллионов рублей. Основания для такого прогноза есть?

– Мы считаем, что пока прямых оснований для такого прогноза нет. Мы вполне способны выйти на уровень дефицита, установленный федеральным законом о бюджете. Поэтому пока планов менять его в бо́льшую или меньшую сторону у нас нет.

– Одним из источников финансирования дефицита законом о бюджете определены средства ФНБ. Но если понадобится беспрецедентно увеличить расходы, то есть риск что ФНБ опустошится, как в 2017 году опустошился Резервный фонд?

– Предпосылок, что мы потратим весь ФНБ (Фонд национального благосостояния, – прим. ред.), нет. Если нам придется увеличивать объем расходов, то в первую очередь мы будем опираться на дополнительные заимствования, соблюдая предел государственного долга. Резерв там есть. Если вдруг будет какой-то беспрецедентный рост расходов, возможно, правительство решит воспользоваться ресурсами ФНБ. Однако в этом нет ничего плохого – деньги ФНБ будут работать на национальную экономику и сгенерируют дополнительные доходы либо в федеральный бюджет, либо в региональный, либо в муниципальный.

Подробности. Фото: сайт Минфина России, страница ВКонтакте Правительства РФ.