Алексей Сазанов: Пострадавшие отрасли не останутся без внимания

1426
6 минут
Алексей Сазанов: Пострадавшие отрасли не останутся без внимания

Статс-секретарь – замминистра финансов РФ Алексей Сазанов рассказал о мерах государственной поддержки бизнеса


Статс-секретарь – замминистра финансов РФ Алексей Сазанов дал большое интервью агентству Reuters. В этом интервью замминистра рассказал о мерах поддержки пострадавших отраслей экономики, сделал выводы из кризиса и оценил эффективность предоставляемых льгот.


Антикризисные меры

У нас две основные и самые дорогостоящие налоговые меры. Первая – это снижение страховых взносов для малого и среднего предпринимательства (МСП). По этому году мы ожидаем выпадающие доходы порядка 350 миллиардов рублей и по следующему году – порядка 500 миллиардов рублей. Вторая – предоставление отсрочек по уплате налогов (за исключением НДС) за I и II кварталы этого года для МСП из пострадавших отраслей и возможность для них, а также некоммерческих и религиозных организаций, не выплачивать налоги за II квартал. В совокупности отсрочки и рассрочки за I и II кварталы будут стоить бюджету более 185 миллиардов рублей – это деньги, которые мы по факту недополучим в этом году. Из них порядка 95 миллиардов – это налоги и страховые взносы, которые будут списаны за II квартал.

Сейчас сложно сказать, достаточно принятых мер или нет. Каждый случай уникален. Мы будем в дальнейшем анализировать обстановку. Нужно понимать, как будет стабилизироваться ситуация в экономике. Сейчас готовится общенациональный план восстановления экономики. В рамках этого плана прорабатывается целый комплекс мер поддержки – предоставление ликвидности, банковских кредитов и т.д. Он включает в себя также и налоговые меры. Надо в совокупности посмотреть, как всё это воздействует на бизнес, чтобы уже принимать дальнейшие решения.

Но нужно обязательно понимать, что у нас есть определенные ограничения – плавающий валютный курс, потенциал по сбережениям не такой, как в развитых экономиках, есть потолок заимствований, которые можно осуществлять на внутреннем рынке без их удорожания. Поэтому мы не можем включить печатный станок и просто напечатать столько денег, сколько хотелось бы. Мы ограничены в ресурсах и очень важно, чтобы они направлялись адресно тем, кто в них действительно нуждается. Поэтому пострадавшие отрасли в любом случае не останутся без внимания. Но всегда нужно соизмерять имеющиеся у нас ограниченные ресурсы и поступающие запросы. Удовлетворить все мы точно не сможем. Сейчас особенно важно расставлять приоритеты и развивать свои сильные стороны, чтобы не просто распылять накопленные резервы.

Поддержку нужно оказывать тем отраслям, которые позволят уйти от ресурсной зависимости нашей экономики. При этом для различных отраслей нужны разные инструменты поддержки. Неправильно считать, что налоги – это единственное, что всех спасёт. Есть много других инструментов, которыми надо пользоваться. Нужно развивать человеческий капитал, стимулировать предпринимательскую активность, развивать потенциал в прорывных отраслях – в сфере цифровых технологий, IT-индустрии, радиоэлектроники, фармацевтики. В части природных ресурсов надо уйти в углубляющие процессы, идти дальше по цепочке создания добавленной стоимости, по их переработке. И здесь налоговые меры в части нефтегазохимии идеально ложатся в эту концепцию. Я думаю, что налоговые стимулы, которые войдут в план восстановления экономики, будут так или иначе увязаны с этими основными направлениями, которые я озвучил.

2020-06-18_Сазанов_Пострадавшие_отрасли_не_останутся_без_внимания_02.jpg


Страховые взносы

Полтриллиона рублей выпадающих доходов бюджета в 2021 году за счёт снижения страховых взносов для МСП – это тот потолок, на который мы сейчас способны. В сложившейся ситуации в обозримом будущем я не вижу такой возможности (распространить пониженные ставки страховых взносов на всю экономику).


Налоговая нагрузка

Если говорить про компенсацию выпадающих нефтегазовых доходов бюджета, то для этих целей мы создавали Фонд национального благосостояния (ФНБ), чтобы в случае изменения конъюнктуры не увеличивать фискальную нагрузку и проходить эти периоды циклического спада нефтяных цен за счёт средств фонда. Поэтому здесь нам точно не нужно увеличивать фискальную нагрузку.

Что касается компенсации ненефтегазовых доходов, у нас сейчас достаточно низкий уровень долговой нагрузки страны, поэтому дефицит бюджета будет покрыт за счёт заимствований на внутреннем рынке, и прибыли от продажи акций Сбербанка. Поэтому никаких мер по увеличению фискальной нагрузки мы в ближайшие годы абсолютно точно не планируем.


Выводы из кризиса

Мы точно вынесли из этого кризиса, что в жизни может случиться всё, поэтому ко всему нужно быть готовыми. И если у вас есть пессимистичный прогноз, всё может быть намного хуже, чем в нём предполагалось. Что бывают ситуации, в которые в нормальное время поверить просто невозможно.

В современной истории еще никогда не происходил такой уровень экономического спада, который мы сейчас испытываем. Конечно, этот экономический спад нас закаляет. Сейчас мы нарабатываем бесценный опыт, как преодолевать падение экономики даже такого масштаба.

Если в будущем такая ситуация повторится, мы будем уже более приспособлены и будем знать, какие меры работают, а какие нет, сможем оперативнее реагировать на разворачивающиеся события. Самое важное, что теперь все будут понимать, что может быть настолько плохо и, соответственно, к этому нужно готовиться. Это самый главный урок. 

2020-06-18_Сазанов_Пострадавшие_отрасли_не_останутся_без_внимания_03.jpg


Эффективность льгот

Мы усиливаем нашу экспертизу в этом направлении. В Минфине будет создан небольшой департамент, основной функционал которого будет заключаться в оценке эффективности тех льгот, которые уже предоставлены, – как они сказываются на увеличении инвестиций, ускорении экономического роста. Мы будем оценивать льготы не только в нефтянке, но и в других отраслях.

Необязательно отменять льготу, нужно привязать её к неким целевым показателям. Льготу можно сохранить, но будет требование, к примеру – сохранить инвестиции или рабочие места. Чтобы это была улица с двусторонним движением, Минфин не привык ездить по улице с односторонним движением. Сначала надо проанализировать, как работают льготы, оценить их эффективность.

Сразу отменять льготы, которые недостаточно эффективны, тоже неправильно. Мы должны создавать понятные, долгосрочные правила игры. Если льгота введена, то просто взять и отменить её – не совсем верно. Но обусловить эту льготу дополнительными требованиями, условиями, чтобы всё-таки повысить её эффективность для государства – это, как мне кажется, справедливо. Мы пока запускаем этот процесс, для начала нужно провести инвентаризацию, как работают действующие льготы. Для этого на конкретных проектах нужно посмотреть их экономику и эффективность. Сколько мы даём в виде льгот, сумму выпадающих мы понимаем – это более 4 триллионов в год.

В тех условиях, в которых мы сейчас оказались, надо стимулировать экономический рост, в том числе посредством новых инвестиций. Конечно, если есть какие-то льготы, было бы справедливо, чтобы они приносили пользу не только компаниям, увеличивая их свободный денежный поток, но и государству за счёт перенаправления в дополнительные инвестиции.


Фото: сайт Московского финансового форума.


Читайте также