Животинка товарно-безденежного рынка

359
3 минуты
Животинка товарно-безденежного рынка

Скот в качестве товарных денег

Большинство народов именно скот использовали в качестве товарных денег. Одна голова скота заменяла денежную единицу. Востребованность скота как платёжного средства оправдывала себя по нескольким причинам. Это мясо, источник молочных продуктов, средство передвижения и рабочая сила. Шкура служила материалом для пошива одежды и обуви. «Скотские» товарные деньги являлись беспроигрышными в большинстве торговых сделок, потому именно такой способ расчётов долгое время был в приоритете у разных народностей.

В Древней Греции и в Древнем Риме, у арабских и индийских племён универсальным расчётным эквивалентом слу­жил именно скот. В поэмах древнегреческого поэта-сказителя Гомера (IX-VIII вв. до н.э.) упоминается, что оружие мифологического царя Диомеда стоило 10 бы­ков, а медный треножник – награда воину – 12 бы­ков. По-латыни деньги назывались «pecunia», от латин­ского слова «pecus» – скот. Возникновение слова «ка­питал» тоже связано со значением скота как денег. Счёт скота вели по головам, и слово «капитал» произошло от латинского слова «caput» – голова (мно­жественное число – capita). На древнегерманском языке слово «капитал» подразумевало количество накопленных голов скота.

Ещё до образования Древнерусского государства славянские племена также пользовались «скотскими» деньгами как средством расчёта. Товарными деньгами считались продукты и животные, которыми платили налоги и сборы. Словом «скот» служило синонимом денег и их понятием. Казна имено­валась скотницей, а казначей – скотником. Скотолюбцем называли человека, одержимого страстью к наживе.

В венгерском языке сохранилось выражение «золотой скот», говорящее о том, что когда-то и мадьярские деньги «ходили на четырёх ногах». Персы, арабы и кельты также активно применяли скот в качестве денег. У некоторых народов Африки даже в начале XX века деньгами служил скот. Известный британский путеше­ственник Давид Ливингстон рассказывал, что зулусы, желая составить представление о богатстве английской коро­левы, спрашивали, сколько у неё коров.

Кочевые народы Европы и Азии своей основной ценностью считали скот, который был в любом хозяйстве. Поскольку ничем другим кочевник не располагал, то он и предлагал в качестве предмета расчёта своих домашних животных. Это происходило и при обмене с оседлыми племенами, производящими зерно, одежду, оружие, и с такими же кочевниками. Как правило, от животных как от товарных денег не отказывались, потому что стадо животных служило «кошельком» древних людей, сохраняя «живые деньги» для будущего обмена. Кроме того, наличие скота было основой жизнедеятельности и возобновляемым богатством наших предков. Такая своеобразная «скотская денежная эмиссия» целиком и полностью зависела от плодовитости стада – способности к увеличению поголовья «денежной массы».

При обмене между кочевниками скот не являлся продуктом потребления членами кочевых племён, а накапливался подобно соли с целью обмена на другие продукты потребления. Как и соль, скот долго сохранял свои товарные свойства. Мелкий скот и молодняк служили делимой частью «денежных единиц». Часто обходились натуральным обменом, где расчётом могли служить мясо, молоко, жир и шерсть.

Мерой богатства у кочевников также служило число животных в личном стаде, которые учитывались при совершении крупных сделок как единицы стоимости. Порой в обиходе устанавливался традиционный неписанный размер стада, которым надо было рассчитаться за стандартную покупку: например, выплатить калым за невесту. Вспомните, как это делал «ах, какой жених!» – незабвенный герой комедии «Кавказская пленница» товарищ Саахов. Он в основном оценил «студентку, комсомолку, спортсменку и просто красавицу» в двадцать баранов, добавив к этим товарным деньгам холодильник «финский, хороший», почётную грамоту и бесплатную путёвку в Сибирь!